Главная / Тренеры Комитета по физической культуре и спорту повысили квалификацию
Тренеры Комитета по физической культуре и спорту повысили квалификацию
С 19 по 22 апреля в МКУ ДО «Сэргэ» очно прошли курсы повышения квалификации дополнительной профессиональной программы. Курсы вели преподаватели из г. Красноярск, доцент кафедры теоретических основ и менеджмента физической культуры и туризма ФГАОУ «Сибирский федеральный университет», Чупрова Елена Дмитриевна и г. Чурапча, заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии ФГАОУ ВО «СВФУ им. М.К. Аммосова», Находкин Василий Васильевич.
В очной форме Елена Дмитриевна читала лекции о сопровождении и организации учебно-тренировочного процесса юных спортсменов. Эта тема охватывала разделы:
- Основы формирования двигательных умений и навыков в спорте;
- Нагрузка и отдых в процессе выполнения физических упражнений;
- Педагогический контроль. Методы определения утомления по ЭКГ, ЧСС, лактату крови;
- Периодизация спортивной тренировки: тренировочное занятие, микро-, мезо-, макроциклы;
- Основы рационального питания при физических нагрузках;
- Основные понятия детско-юношеского спорта, функции спорта. Средства и методы спортивной подготовки.
Вместе с тем лекционная часть обучения проходила в интерактивной форме, в ходе которой слушатели выполняли разные задания. Одним из ярких разделов обучения стал «Педагогический контроль. Методы определения утомления по ЭКГ, ЧСС, лактату крови». Его практическая часть заключалась в чтении регистрации ЭКГ и оценку утомления по методике профессора А.И. Завьялова.
Для начала тренеры учились читать регистрацию своих коллег. Далее практика сместилась в сторону спортсменов: испытуемые проходили регистрацию до, во время и после физической нагрузки и необходимо было оценить количественные изменения (увеличение ЧСС), затем качественные: снижение сегмента ST по ишемическому типу, уплощение зубца Т.
Вы спросите: «А зачем тренерам в ходе тренировок смотреть на изменения регистрации ЭКГ?». Ответ заключается в том, что благодаря ЭКГ можно определить нюансы хода тренировочного процесса. В пример приведем один из них: какова нагрузка спортсмена во время тренировки? Необходимо её снизить или наоборот добавить? Примером для рассмотрения хода тренировочного процесса выступили воспитанники Спорткомитета.
В рассмотрении первого воспитанника регистрация ЭКГ после интенсивной тренировки показала физическое утомление, но сердце, при этом не показало какой-либо усталости. Это свидетельствует о том, что спортсмену не хватает общей физической подготовки, необходимо работать над укреплением мышц. Ситуация может складываться иным образом, когда у спортсмена сердце и физика не готовы к более высоким нагрузкам – это пример второго спортсмена, который на спортивный путь встал недавно. Третий пример регистрации ЭКГ после физической нагрузки показал, что сердце и физические данные готовы дальше тренироваться в интенсивной нагрузке, а сам спортсмен ответил, что устал. Как пример, это может быть связано с психологией.
Далее со слушателями работал Василий Васильевич Находкин. Преподаватель читал лекции о возрастной психологии, которая охватывала разделы:
- Что важно знать тренеру о психологических закономерностях и механизмах развития психики юного спортсмена? Роль сензитивных периодов в психофизическом развитии и формирования двигательных навыков;
- Психологическая подготовка юных спортсменов и команд. Психологические особенности физической, технической, тактической подготовки (базовая, специализации, совершенствования);
- Психологическая подготовка на актуальных отрезках спортивной деятельности. Психологический отбор и обеспечение психической надежности. Психические состояния в спорте;
- Психологические методы — как воспитать победителя
- Идеомоторика и психомоторика. Психорегуляция. Методы релаксации и восстановления;
- Физиология спортивной подготовки к соревнованиям и психологические особенности питания.
Обучение прошло в лекционной форме, при которой Василий Васильевич за короткое время изложил слушателям методики психорегуляции юных спортсменов как во время тренировочного процесса, так и во время соревновательного процесса: методики, помогающие восстановить ЧСС перед соревнованиями; как правильно психологически настраивать спортсмена перед соревнованиями. Также преподаватель делился информацией из собственной практики о своей работе с борцами, а также об эксперименте над стрелками (стрельба из лука).
Помимо очной части повышения квалификации, преподаватели продолжают вести дистанционное обучения на платформах Moodle и Zoom. После окончания обучения тренеры сдадут итоговые тесты, после которых они получат сертификаты о прохождении фундаментальных курсов.
Администрация МКУ «Комитет по физической культуре и спорту»